Положение о портфолио учащегося

 

Положение о портфолио учащегося

 

 

Принято

На педагогическом совете

МОУ СОШ №8

Протокол №4

От «19» февраля 2010 г.

 

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №8

______________ Белокопытов Ю.С.

 

«19»февраля 2010 г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся

муниципального общеобразовательного учреждения средней

общеобразовательной школы №8 с углубленным изучением отдельных

имени Героя Советского Союза А.И. Маркова

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся, (далее - Положение) разработано в целях создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализации концепции профильного обучения в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся и определяет структуру, примерное содержание портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся (далее - портфолио).

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 5 по 11 классы.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

1.2. Цели портфолио:

- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;

- формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;

- обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения;

- формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

 

2. Структура портфолио

 

2.1. Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов:

1) Титульный лист  (приложение 1)

2) Раздел "Портфолио документов" - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. (приложение 2)

Этот раздел включает в себя:

- предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;

- мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.;

- образовательные тестирования и курсы по предметам;

- конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием;

- элективные курсы и факультативы. Указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия;

- различные практики: учебная, трудовая. Фиксируются вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность;

- документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио;

- Дневник саморазвития.

3) Раздел "Портфолио работ" представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, спортивные и художественные достижения и др. (приложение 3)

Этот раздел включает в себя:

- исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.;

- проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте;

- техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание;

- работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;

- другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указываются продолжительность подобных занятий, участие в концертах;

- занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указываются название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;

- участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указываются тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся;

- спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда;

- иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся;

4) раздел "Портфолио отзывов" включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов; может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч.

Этот раздел включает в себя:

- заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников и др.);

- рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации;

- отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;

- резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений;

- эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

- рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;

- иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности.

2.2. Раздел "Портфолио документов", его содержание и порядок ранжирования документов, помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. Инвариантная часть портфолио обеспечивает единство подходов к оценке внеучебных достижений на территории Московской области независимо от вида общеобразовательного учреждения и особенностей реализуемых образовательных программ.

2.3. Разделы "Портфолио работ" и "Портфолио отзывов" составляют вариативную часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном учреждении образовательных программ.

 

3. Оформление портфолио

 

3.1 Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя в соответствии со структурой, указанной в пункте 2 настоящего Положения, в папке с файлами и (или) в электронной форме. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.

3.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.

3.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

- систематичность и регулярность ведения портфолио;

- достоверность сведений, представленных в портфолио;

- аккуратность и эстетичность оформления;

- разборчивость при ведении записей;

- целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

- наглядность.

3.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.

3.5. В конце учебного года проводятся анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.

3.6. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производятся экспертной группой, назначаемой приказом директора образовательного учреждения (далее - ОУ). В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель. Обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их портфолио.

 

4. Функциональные обязанности участников образовательного

процесса при ведении портфолио обучающегося

 

4.1. В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители руководителя ОУ.

4.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:

1) обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;

2) директор ОУ разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ОУ;

3) заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ;

4) классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся;

5) учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы;

6) педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

 

 

5. Учет результатов портфолио .

Блок 1. Портфолио документов

Позиция

Компоненты

Количество баллов

Обязательные экзамены

Математика

 

Русский язык

 

Указывается количество баллов, набранных по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускника IX, XI (XII) классов (по пятибалльной системе)

Экзамены по выбору

Экзамен 1

 

Экзамен 2

 

Количество баллов указывается в соответствии с фактической отметкой, полученной на экзамене при государственной (итоговой) аттестации выпускника IX, XI (XII) классов (по пятибалльной системе)

Элективные курсы

Курс 1

Курс 2

По 1 баллу за каждый курс

Тест на основе компетентностно-ориентированных заданий

Учебно-познавательная компетентность

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

Социально-коммуникативная компетентность

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

Культурно-личностная компетентность

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

Проблемно-регулятивная компетентность

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

Информационно-аналитическая компетентность

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

 

3

2

1

 

 

 

3

2

1

 

 

 

3

2

1

 

 

 

3

2

1

 

 

 

 

3

2

1

Предметные олимпиады

Школьные

Участник

Лауреат

Победитель

 

Городские

Участник

Лауреат

Победитель

 

Областные

Участник

Лауреат

Победитель

 

Всероссийские

Участник

Лауреат

Победитель

 

Международные

Участник

Лауреат

Победитель

 

1

2

3

 

 

4

5

6

 

 

7

8

9

 

 

10

11

12

 

 

13

14

15

Конкурсы

Школьные

Участник

Лауреат

Победитель

 

Городские

Участник

Лауреат

Победитель

 

Областные

Участник

Лауреат

Победитель

 

Всероссийские

Участник

Лауреат

Победитель

 

Международные

Участник

Лауреат

Победитель

 

1

2

3

 

 

4

5

6

 

 

7

8

9

 

 

10

11

12

 

 

13

14

15

Спортивные соревнования

Школьные

Участник

Призер

Победитель

 

Городские

Участник

Призер

Победитель

 

Областные

Участник

Призер

Победитель

 

Всероссийские

Участник

Призер

Победитель

 

Международные

Участник

Призер

Победитель

 

1

2

3

 

 

4

5

6

 

 

7

8

9

 

 

10

11

12

 

 

13

14

15

Внутришкольные мероприятия

КТД

Участник

Организатор

Призер

 

Выставки

Участник

Организатор

Призер

Концерты

Участник

Организатор

Призер

 

 

1

2

3

 

 

1

2

3

1

2

3

Дополнительное образование

художественные, музыкальные, спортивные школы

 

курсы

 

кружки, секции, клубы

5

 

 

3

 

1

Научные общества

 

 

1

Научные конференции

Школьные

участник

 

Городские

участник

 

Областные

участник

 

Всероссийские

участник

 

Международные

участник

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

Учебные лагеря (выездные школы)

Школьные

Городские

Областные

Всероссийские

Международные

По 1 баллу (за любую позицию)

Практика

 

2

Общественно-значимая деятельность

 

2

Дневник  саморазвития

Постановка целей и задач саморазвития

 

Наличие плана по достижению поставленной цели

 

Выполнение плана

75-100%

50-75%

менее 50 %

 

Самооценка

1

 

 

1

 

 

 

2

1

0,5

 

1

 

Блок 2. Портфолио работ

 

Вид работы

Количество баллов

Проект

5

Исследование

5

Творческая работа

5

Отчет о практике

3

Общественно-значимая деятельность

3

 

Блок 3. Портфолио отзывов

 

При оценке портфолио отзывов начисляется по 1 баллу за каждую позицию.

 

6. Результат портфолио

 

Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам портфолио) учитывается:

- при зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы;

- при написании характеристик учащихся (по требованию) (приложение 4)

 

 

  

 

Приложение № 1

к Примерному положению

о портфолио внеучебных достижений обучающегося

общеобразовательного учреждения

 

 

Титульный лист

Портфолио обучающегося

 

 

 

Портфолио внеучебных достижений

 

 

Фамилия__________________________________________________________

 

Имя_______________________________________________________________

 

Отчество__________________________________________________________

 

Дата рождения_____________________________________________________

 

Школа____________________________________________________________

 

Класс_____________________________________________________________

 

Период, за который представлены документы и материалы:

 

с _______________________________20___г.

 

по______________________________20___г.

 

 

Личная подпись_____________________________________________

 

 

 

 

 


 

Приложение № 2

к Примерному положению

о портфолио внеучебных достижений обучающегося

общеобразовательного учреждения

 

 

 

Портфолио документов

 

Раздел 1. Тестирование, олимпиады, конкурсы, конференции, спортивные соревнования, выездные школы.

 

Раздел 2. Достижения в системе дополнительного образования: внутришкольные мероприятия, довузовская подготовка, достижения в иных образовательных учреждениях и др.

 

Раздел 3. Элективные курсы, учебная практика.

 

Раздел 4. Дневник саморазвития.

 

Раздел 1

 

Название

Предмет

Уровень

Дата

Результат

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2

 

Название

Сфера учебы

Учреждение

Дата

Результат

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3

 

Название курса

Место и время прохож-дения

Вид программы

(межпредмет-ная, предметная)

Количест-во часов

Отмет-ка

(балл, зачет. и т.д.)

Подпись преподава-теля

План

Факт

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого (общее количество учебных часов)

 

 

 

Раздел 4

 

Постановка целей и задач саморазвития

Наличие плана по достижению поставленной цели

Выполнение плана (%)

Самооценка

Баллы

 

 

 

 

 


Приложение № 3

к Примерному положению

о портфолио внеучебных достижений обучающегося

общеобразовательного учреждения

 

 

Портфолио работ

 

Проектная, творческая, научно - исследовательская и иная деятельность

Название

Содержание

Уровень

Дата

Результат

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

к Примерному положению

о портфолио внеучебных достижений обучающегося

общеобразовательного учреждения

 

 

Итоговый рейтинг

Портфолио обучающегося

 

 

Блоки портфолио обучающегося

Количество баллов

Портфолио документов

 

Портфолио работ

 

Портфолио отзывов

 

Итого:

 

 

Составлено на основании оригиналов официальных документов.

Отчеты, резюме, рефераты и другие материалы представлены в приложении.

 

 

Дата _________________________ Классный руководитель _____________

 

 

Дата _________________________ Директор школы _____________________ Печать

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»